Под Петербургом в усадьбе «Знаменка» находится храм святых апостолов Петра и Павла – старейший из действующих храм Петергофа. Устроителями храма были владельцы мызы Васильевская, будущей Знаменки, – князья Ржевские.
В сентябре 1718 г. князь Иоанн Иоаннович Ржевский подал государю Петру I челобитную: «В Питербурхе, при море, в новопостроенной моей мызе Васильевской построил я церковь во имя великих апостолов Петра и Павла, и она, моя церковь, к освящению готова».
После Меньшикова, Миниха и Головина мызой Васильевской владел граф Алексей Григорьевич Разумовский – тайно венчанный супруг императрицы Елизаветы. В 1761 г. граф Разумовский обратился к императрице с просьбой разрешить постройку новой каменной церкви рядом с прежней деревянной. И 25 июля 1761 г. «по указу Ея Императорского Величества…», последнему в жизни императрицы указу, Синод благословил строительство. Строительство церкви началось в середине 60-х годов XVIII века. Уже в 1767 году в «Перечне церквей Санкт-Петербургского уезда» можно было прочесть: «Церковь Св. апостолов Петра и Павла достопамятных стоит в мызе гр. А. Г. Разумовского, да вновь построенная по близости оной в тож именование реченная». В 1771 г. храм был освящён митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) уже в присутствии императрицы Екатерины II (урождённой Софии Кристиановны) и брата зачинателя каменной перестройки храма – Кирилла Григорьевича Разумовского.
Позже в храме маливались Богу видные российские вельможи из семейств Шуваловых, Нарышкиных, Мятлевых. В 1835 г. усадьбу Знаменка приобрел император Николай I Павлович для своей царственной супруги, императрицы Александры Федоровны. В 1856 г. владельцем усадьбы стал третий сын Николая I — великий князь Николай Николаевич («Старший»). Его супруга – великая княгиня Александра Петровна – прославлена в лике святых как преподобная инокиня Анастасия (имя великой княгини в постриге) Киевская.
Недалеко от Знаменского храма находится разрушенная в годы богоборческой власти Нижняя дача Царственной семьи. Семья Царственных страстотерпцев любила бывать в Знаменке, часто совершая сюда пешие и велосипедные прогулки.
Одной из печалей семьи государя императора Николая II Александровича было отсутствие наследника престола после десяти лет царственного брака. И в Знаменском храме они приносили Богу свои молитвенные воздыхания о даровании наследника. В стремлении стяжать благословение престолонаследия царственной семьёй были подъяты значительные духовные труды.
Так, во многом именно трудами и попечением государя Николая Александровича совершилось в 1903 г. прославление преподобного Серафима Саровского, великого подвижника и молитвенника земли Русской. При посещении Саровской пустыни во время торжеств по случаю канонизации преподобного Серафима Царственная семья имела общение с блаженными саровскими подвижниками и получила предсказание о рождении наследника и своём страстотерпческом исходе. Государыня императрица омылась в источнике преподобного Серафима и через год, 12 августа 1904 г., на Нижней даче появился на свет последний наследник Российского престола — царевич Алексей Николаевич Романов.
Появление долгожданного наследника было большой радостью для Царственной семьи и всей России, чающей в утверждении престола с появлением наследника избавления от одолевающей страну крамолы и терроризма.
Всего на Нижней даче появились на свет четверо из пятерых детей семьи Царственных страстотерпцев. Нижняя дача, как памятное для всех любящих Россию место, была взорвана во время хрущёвских гонений. Начиная со столетней годовщины рождения царевича Алексия к поклонному Кресту на руинах Нижней дачи ежегодно совершаются крестные ходы с молебном и акафистом. Ныне петропавловский храм Знаменки — ближайший к месту рождения Царевича действующий храм.
Богоборческой властью храм был закрыт и разграблен, священно- и церковнослужители уничтожены в тюрьмах и концлагерях. Здание храма использовалось сельхозкооперативом. Купола стали темно-красными, кресты с них были сняты.
Во время войны храм был сильно поврежден и неуклонно разрушался до середины 1990-х гг., когда началось его восстановление усилиями верующих.